Байкеры — это субкультура, овеянная огромным количеством мифов, легенд и стереотипов. В умах большинства они вызывает ассоциацию с преступниками, наркоторговцами и прочими асоциальными элементами. Этот же образ активно поддерживается в СМИ, кинематографе и остальных медиа. Однако правда, как обычно, находится где-то посередине.
В первой части мы рассказали о том, как зародилась байкерская культура и какие к этому были предпосылки. Сегодня же поговорим о том, как продолжалась экспансия на других континентах, а заодно — как появились первые клубы.
Тем временем байкеры в Европе: юные модники, перешедшие на сторону тьмы
Пока в Америке байкеры воевали с официальными мотоциклетными сообществами, на далеком туманном Альбионе в 50-х годах байкерская культура пошла по совершенно противоположному направлению. Здесь мотоциклы пользовались особой популярностью среди субкультуры так называемых «модов» (стильные ребята-мажоры вроде тех, что нам показывали в фильме «Стиляги» 2008 года). Они полировали ногти, делали элегантные прически и неспешно катались по набережным, наслаждаясь юностью. Впрочем, длилось это недолго: карбюраторный адреналин в итоге привел их туда же, куда и американских собратьев — уже к 60-м годам легкий рок-н-ролл сменился на брутальный рокерский стиль, гармонично заполненный агрессией мировоззрения скинхедов из рабочего класса.
Образ злого байкера обрастает новыми гранями: откуда растут ноги у стереотипов
К семидесятым годам прошлого века сформировавшиеся мотоклубы уже нередко напоминали не мирные кружки любителей мотоциклов, а практически военизированные отряды. Несмотря на то, что многие однопроцентные клубы вели относительно мирное существование (или хотя бы тщательно придерживались такого образа), некоторые из них все-таки любили в открытую демонстрировать силу. Особенно в этом плане отличались вышеупомянутые банды байкеров Hells Angels и Outlaws МС, перманентная вражда которых нередко выливалось в открытую конфронтацию и становилось достоянием общественности.
Ярким примером таких событий является рок-концерт в Альтамонте, где в 1969-м году проводился известный фестиваль Вудсток и куда в качестве охраны были приглашены байкеры из клуба Hells Angels. Свободная любовь, море наркотиков, практически бесконечное количество алкоголя — действительно, что может пойти не так? Не так пошло буквально все: концерт закончился натуральным побоищем, в ходе которого байкеры из-за мелкого инцидента набросились на толпу и покалечили внушительное количество людей.
Многие считают этот инцидент отправной точкой формирования негативного образа культуры байкеров в медиа: историю о потасовке подхватили местные СМИ, скрасили произошедшее различными подробностями и добавили немного от себя — и в итоге славу «Ангелов» многие экстраполировали на всех прочих байкеров. Масла в огонь подлил принятый в это же время закон RICO («Закон об организациях, находящихся под влиянием рэкета, и коррумпированных организациях»): номинально он был направлен на борьбу с организованной преступностью, однако многие сходятся во мнении, что причиной его появления стала именно деятельность некоторых однопроцентных мотоклубов.
Мотоцикл для мирных целей: купить в Мопеды.РФ |
Разумеется, побоище в Вудстоке стало не единственным прецедентом для дурной славы байкеров: имели место и подтвержденные случаи наркоторговли, и вооруженные конфликты, и многие другие порицаемые обществом вещи. Для того, чтобы избежать ассоциаций с криминальными элементами, часть «мирных» мотоклубов начинает использовать собственные обозначения для своих организаций:
— MCC (MotorCycles Community): упрощенная версия мотоклуба, в которой жесткие правила байкеров на вступление зачастую упразднены. Например, в ряды многих МСС, в отличие от классических МС, принимали женщин.
— MRC (Moto Riders Club), RC (Riders Club): то же самое, что и МСС, только с ещё более свободным уставом. Как правило, у представителей данной категории иерархии и правил как таковых не имелось в принципе, и фактически это было ближе к обычному клубу по интересам;
— OC (Owners Club): клуб владельцев определенных марок/моделей мотоциклов. Из самых популярных на данный момент таковыми является Harley Owners Group — как нетрудно догадаться из названия, это клуб владельцев Harley-Davidson, спонсируемый самим производителем.
Примечание: В современном мире подобных разделений ещё больше: существуют и LE MC, сформированные сугубо из военных или сотрудников госслужб, и чисто женские МС — в общем, было бы занятие или объединяющий фактор, а название для клуба найдется. Однако общепринятыми по-прежнему являются именно те, что указаны в списке.
В свое время также существовал термин MG (MotoGang), однако из-за явно негативной окраски обозначение не прижилось — хотя, судя по архивным записям, подобной символикой в свое время щеголяли байкеры из Bandidos MC и даже «Ночные Волки».
Байкерские банды Америки закапывают топор войны: криминальное плато байкерской культуры
К 70-м годам прошлого века накал страстей начал идти на убыль. Это связывают с несколькими факторами. Во-первых, хорошим вооружением и быстрой техникой к тому моменту могли похвастаться не только байкеры, но и силовые структуры. Во-вторых, в рядах самих мотоклубов появилась более строгая дисциплина, вследствие чего существенно снизились стихийные преступления. В-третьих, мирное население, устав от постоянных набегов преступников, основательно озаботилось наличием собственного огнестрельного оружия. Последние привело к тому, что многие гражданские начали стрелять на опережение во всех мотоциклистов подряд, даже не пытаясь выяснить причину их визита.
В период с 1970 по 1980 год в Америке ежегодно погибало около 1000 человек — и это только по официальной статистике, в которую не включены многочисленные трупы, спрятанные в луизианских болотах. Для сравнения: к 2010 году, когда представители мотоклубов Hells Angels и Вandidos встретились в Ганновере, чтобы официально заключить перемирие и положить конец многолетним байкерским войнам, количество ежегодных жертв снизилось до 10 человек в год. Но это, опять же, по официальной статистике.
Рекомендуем почитать: Байк или мотоцикл: в чем разница? |
Продолжение следует
Следите за новостями: совсем скоро мы выпустим следующую, финальную часть цикла!